Обычная версия
А А А
Картинки
выкл
вкл
Настройки
Дивногорский колледж-интернат олимпийского резерва Краевое государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Россия, Красноярский край, г. Дивногорск, ул. Спортивная, 2
e-mail: dkior_priem@mail.ru
   Версия для слабовидящих
Медиа контент: Фотогаллерея:: Видео :: Газета ОЛИМП:: Презентации
Психологические упражнения

 

МИНИСТЕРСТВО СПОРТА, ТУРИЗМА И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

 

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ) «КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА»

 

Серия «Актуальная спортивная психология»

Психологические упражнения, направленные на знакомство и сплочение группы

Тематическая папка для специалистов

 

Красноярск 2013

Составители:

 

Снесарь М.А., руководитель Центра по работе со спортивно одаренными детьми, спортивный психолог

 

Хорошавцева Е.А., специалист Центра по работе со спортивно одаренными детьми

 

Попова Н.А., специалист по учебно-методической работе лаборатории

 

Психологические упражнения, направленные на знакомство и сплочение группы/ сост. М.А. Снесарь, Е.А. Хорошавцева, Н.А. Попова. - Красноярск, 2013. - 36с.

 

Тематическая папка «Психологические упражнения, направленные на знакомство и сплочение группы» состоит из теоритической и практической частей. Теоретическая часть рассказывает, важность создания благоприятного психологического климата в спортивной команде, а также об особенностях классификации и подбора психологических упражнений. Практическая часть содержит ряд рекомендуемых упражнений направленных на знакомство, сплочение, командообразование спортивных команд.

Тематическая папка предназначена для спортивных психологов, методистов, тренеров, тренеров-преподавателей, специалистов учреждений спортивной направленности.

 

© Красноярский краевой институт

повышения квалификации работников физической культуры и спорта, 2013
Содержание

 

Введение. 4

Значение командообразования для игровых видов спорта. 6

Принципы подбора упражнений. 9

Упражнения, направленные на знакомство и создание работоспособности в группе, снятие тревожности. 15

Упражнения на сплочение группы.. 25

Заключение. 36

Список литературы.. 37

Для достижения высоких результатов важно уметь правильно ставить цели и достигать их, развивать внимание, саморегуляцию и другие психологические качества. Межличностные отношения в команде, как динамической системе, предопределяют ее особенности, в том числе и в командах высокого уровня спортивного мастерства. При этом в таких командах достаточно часто меняются спортсмены, что непосредственно приводит к изменению преобладающих в них межличностных отношений и, как следствие, несогласованности в действиях, что ведет к конфликтам и, в конечном счете, препятствует достижению планируемых результатов выступления. Таким образом, наряду с совершенствованием спортивных навыков необходимо уделять внимание и созданию целостности команды.

В данной тематической папке подобраны примеры психологических упражнений, при этом хочется отметить, что упражнений на развитие личностных особенностей существует великое множество. Для достижения, целей проводимых психологических упражнений, можно использовать упражнения, представленные в сборнике, а так же материалы из других источников.

            Целью данной тематической папки является формирование представлений о подборе психологических упражнений для тренинга, методике их проведения, а также описаны средства проведения развивающих занятий (упражнения). Упражнения ориентированы на подростковый и юношеский возраст.

Тематическая папка предназначена для спортивных психологов, методистов, тренеров, тренеров-преподавателей, специалистов учреждений спортивной направленности.

 

«Человек один не может ничего»

Эрнест Хемингуэй

 

Современный спорт требует от спортсменов больших физических усилий и психического напряжения. В условиях достижения высочайших спортивных результатов победителя во многих соревнованиях нередко определяет лишь одна сотая доля секунды, несколько сантиметров или очков. Между тем, достижение высоких результатов во многом зависит от ряда как внешних, так и внутренних факторов, проявляющихся через качество межличностных отношений.

В силу специфики спорта, где между отдельными спортсменами и целыми командами всегда конкурируют сила мышц и интеллект, тактика и стратегия, установки и убеждения, межличностные отношения могут быстро меняться. С нарастанием разногласий эти отношения становятся более негативными, соответственно, влияющими на психическое состояние спортсменов и психологический климат в команде. Возникающие при этом конфликты во многом затрудняют решения поставленных задач и препятствуют успешному выступлению на соревнованиях.

В обыденном сознании, как правило, преобладает мнение о том, что чем сильнее физически и тактически отдельный игрок, тем лучших результатов достигает команда. Однако в команде на первом месте всегда стоит «Мы» и не может быть никакого «Я», и это особенно характерно для спортивных команд в таких видах спорта, как футбол, волейбол, баскетбол, хоккей и.др. Именно в таких командах нередко возникают сложные межличностные отношения, несогласованность в действиях, что ведет к конфликтам и, в конечном счете, препятствует достижению планируемых результатов выступления.

Сказанное свидетельствует о том, что в командных видах спорта, наряду с усовершенствованием спортивных навыков, необходимо уделять внимание и созданию целостности команды. Однако при этом нельзя не учитывать и того, что межличностные отношения в команде как динамической системе предопределяют ее особенности, и это наиболее характерно для команд высокого спортивного уровня мастерства. При этом в таких командах достаточно часто меняются спортсмены, что непосредственно приводит к изменению преобладающих в них межличностных отношений.

Решить проблемы формирования целостной команды, минимизации в ней конфликтных ситуаций, а значит, и повышения результативности команды на соревнованиях, может такой путь, как комплектование спортивных составов с учетом психологической совместимости партнеров. Для этого, в свою очередь, необходимо выявить экспериментальным путем критерии совместимости для конкретного вида спорта, так как вид спортивной деятельности имеет существенное значение в установлении критериев совместимости партнеров. Максимальные показатели психологической совместимости членов команды способны сформировать ее сплоченность как единого механизма, действия которого направлены на достижение общих для всей команды спортивных результатов.

В силу этого в психологии спортивной деятельности серьезную значимость приобретают вопросы психологической совместимости и сплоченности в групповой спортивной деятельности. Многочисленными исследованиями доказано, что в основе формирования сплоченной спортивной команды лежат индивидуальные особенности спортсменов, связанные с профессионально необходимыми им качествами в конкретном виде спорта.

В свою очередь, эти особенности определяют характер межличностных отношений в команде, уровень психологической совместимости спортсменов между собой, а также спортсменов и тренера и, в конечном итоге, сплоченность команды как единого и целостного организма. В такой команде минимальны основания для возникновения конфликтов. Результатом же этого является высокая результативность игры каждого игрока и команды в целом.

Упражнения для психологических тренингов  представляет собой относительно обособленный в структурном и смысловом отношении блок работы, построенный вокруг какого-то конкретного действия и направленный на решение общих задач. (А.В. Растянников). Упражнения построены на интеграции разных методов, основные из которых - интерактивная игра и ее обсуждение (групповая дискуссия). Количество тренинговых упражнений велико, и сориентироваться в их многообразии бывает довольно сложно. Кроме того, многие психологи, имеющие опыт работы в соответствующей области, разрабатывают и авторские упражнения. Чтобы эффективно вести тренинг, из обширного набора упражнений нужно выбрать для каждого занятия лишь несколько наиболее подходящих, т. е. позволяющих максимально эффективно решать задачи, стоящие перед конкретной группой в конкретных условиях работы.

Классификация упражнений может помочь, ведущему осознано совершать выбор упражнений под задачи этапов тренинга, стройная и логичная классификация тренинговых упражнений необходима при написании учебных и методических пособий по соответствующей тематике.

Однако общепризнанного подхода к такой классификации не выработано. В разных методических пособиях упражнения классифицированы по сильно различающимся схемам, а иногда вообще предлагаются «россыпью».

Авторские классификации тренинговых упражнений:

Классификация А.Г. Лидерс:

  • Разминки
  • Упражнения на работу с именем;
  • Упражнения на «интенсивное пространственное взаимодействие»;
  • Упражнения на новый сенсорный опыт;
  • Упражнения на «границы психологических пространств»;
  • Упражнения на речевые действия;
  • Эмоциональная гимнастика и изобразительные игры;
  • Сюжетно-ролевые игры;
  • Проективные упражнения;
  • Упражнения на быстрый отдых и расслабление;
  • «Испытания в узком смысле слова»;
  • Упражнения на обратную связь;
  • Телесно-ориентированные упражнения;
  • Упражнения на личностную внимательность и личностную лексику.

Классификация Ф. Бурнард:

  • Разогревающие упражнения и упражнения на знакомство;
  • Упражнения, выполняемые в парах;
  • Упражнения для малых групп;
  • Исследование зрительного контакта;
  • Исследование чувств;
  • Гештальт-упражнения;
  • Упражнения на оценивание;
  • Упражнения на развитие навыков проведения консультирования;
  • Упражнения на развитие навыков ассертивного поведения;
  • Упражнения на развитие навыков интервьюирования;
  • Упражнения на развитие навыков фасилитации.

Классификация Г.И. Марасанов:

  • Упражнения, связанные с наблюдением и вниманием;
  • Упражнения, связанные с умением сосредоточиться;
  • Упражнения на взаимное понимание;
  • Игры, проясняющие взаимные представления друг о друге;
  • Упражнения-шутки;
  • Сюжетно-ролевые игры;
  • Упражнения по выработке навыков.

Существует и ряд других классификаций (И.В. Вачков, Н.В. Цзен, Ю.В. Пахомова), эти и многие другие классификации не взаимоисключающи и не противоречивы. Просто существует довольно много оснований, по которым можно классифицировать  упражнения. В то же время, эти основания авторами классификаций обычно не оговариваются, что приводит к снижению системности изложения материала. В каждой из приведенных выше классификаций используется сразу несколько оснований.

Рассмотрим наиболее важные основания, по которым можно классифицировать упражнения социально-психологического тренинга.

По количеству участников упражнения можно разделить на:

1. Выполняемые каждым участником индивидуально. Такая работа может быть организована фронтально (упражнения выполняются всеми участниками одновременно), а может быть собственно индивидуальной - выполняет упражнение один человек, остальные участники в это время образуют «группу поддержки», выступают в роли наблюдателей, дают обратную связь и т.п.

2. Выполняемые в парах. Как и в предыдущем случае, возможен вариант с параллельной работой нескольких пар, или единовременно работает лишь одна пара. При переходе к следующим упражнениям состав пар рекомендуется менять, чтобы участники получили разнообразный социальный опыт.

3. Выполняемые в микрогруппах. Могут работать несколько подгрупп одновременно. Если же одна микрогруппа сидит в кругу и ведет работу, а остальные участники находятся за пределами круга в роли наблюдателей, то мы получаем форму организации работы «аквариум».

4. Выполняемые в общей группе.

Впрочем, многие упражнения могут выполняться как в нескольких подгруппах, так и в общей группе. Целесообразность этого часто определяется не сущностью упражнения, а количеством участников и формой организации их работы.

Следует отметить, что упражнения, относящиеся к любой из перечисленных групп, могут налагать, а могут и не налагать ограничения на максимальное количество участников. Зависит это не столько от того, выполняется ли упражнение индивидуально, в парах или в более крупных группах, сколько от содержания упражнения. Это необходимо учитывать при проведении социально-психологического тренинга в многочисленных группах. Некоторые упражнения накладывают ограничения и на минимальное количество участников. Если в группе занимается менее 5-6 человек, набор техник, имеющихся в распоряжении ведущего, существенно сокращается.

Как правило, после упражнений, выполняемых индивидуально или в парах, все равно следует их коллективное обсуждение в общем кругу. Если упражнения выполняются в микрогруппах, обсуждение может происходить также в микрогруппах (что целесообразно при большом количестве участников), а может выноситься в общий круг.

По характеру деятельности участников.

Как правило, в каждом упражнении можно выделить какую-то преобладающую разновидность деятельности участников. В частности, они могут преимущественно:

1. Разговаривать. Это групповые дискуссии, большая часть ролевых игр, многие упражнения, направленные на развитие коммуникативных навыков и т.д.

2. Вести невербальное общение. Это преимущественно упражнения, направленные на развитие соответствующих коммуникативных навыков, а также на повышение сплоченности группы. Сюда же входят многие телесно-ориентированные упражнения.

3. Проявлять физическую активность. Данная группа упражнений иногда называется «психогимнастика». Понятно, что какую-либо форму физической активности подразумевает подавляющее большинство упражнений, однако ведущей она является далеко не во всех из них.

Возможны и другие виды активности (например, манипуляции с определенными предметами). Наконец, некоторые упражнения вообще не требуют проявлять внешнюю активность, работа происходит во внутреннем плане (например, техники визуализации).

По возрасту, на который рассчитано упражнение

Ограничения, связанные с возрастом, объясняются тем, что многие упражнения требуют для своего проведения определенного уровня развития познавательных процессов, произвольной регуляции поведения или социального опыта. При работе с подростками возрастные ограничения незначительны (например, они касаются некоторых наиболее «откровенных» телесно-ориентированных техник).

Следует отметить, что упражнения чаще всего имеют «нижнюю», но не имеют четкой «верхней» границы возрастной пригодности. Так, вряд ли целесообразно предлагать младшим школьникам ролевую игру «Собеседование при приеме на работу». В то же время, автор как-то участвовал в тренинге, где люди возрастом от 23 до 50 лет увлеченно занимались такими «детскими» делами, как игра «в обзывалки», драки подушками и шитье тряпичных куколок (кстати, эти игры вполне применимы и в работе с подростками). Все определяется контекстом тренинговой ситуации и решаемыми задачами.

Классификаций упражнений существует множество, но все они неотъемлемо содержат в себе  упражнения на знакомство, сплочённость и повышение работоспособности.

В данной тематической папке мы представляем вашему вниманию подборку упражнений, направленных на знакомство и сплочение участников  спортивных команд.

Очень рекомендуем после проведения предложенных упражнений проводить мониторинг  посредствам проведения  психологических методик ( «Социометрия» Я.Л. Морено,  диагностика межличностных отношений Т. Лири и др.).


 

Планирование - неотъемлемый этап подготовки к проведению развивающих упражнений. План может состоять из списка основных вопросов при свободном ведении либо из четко спланированной программы с указанием времени, отводящемся на разные виды работ. В любом случае ведущий должен быть профессионально гибким и иметь в запасе достаточный выбор процедур (упражнений, игр и метафор) на различные случаи развития ситуации.

Для успешной работы очень важно не только правильно подобрать упражнение, но и своевременно его использовать. Несвоевременное использование упражнений, предполагающих физический контакт или затрагивающих систему ценностей человека в группе, где участники еще недостаточно раскрепощены и открыты, может привести к повышению напряженности, возникновению дискомфорта и закрытию участников. Евтихов О.В. предлагает ряд вопросов, на которые должен ответить ведущий для выбора каждого последующего упражнения:

1. С чем вы хотите работать:

а) характеристиками группы как объекта;

б) индивидуальными особенностями участников.

2. Какие изменения вы хотите произвести?

3. Используя какие упражнения, вы можете произвести эти изменения.

4. Насколько группа будет готова к выполнению данного упражнения.

5. Как можно подготовить группу к выполнению данного упражнения.

6. Какой будет получен материал (результат) для продвижения группы в содержательном плане после выполнения процедуры.

7. Что вы будете делать с этим результатом

При подборе упражнений и других тренинговых процедур ведущему следует учитывать, насколько они интересны ему лично, соответствуют его стилю и манере ведения группы. Ведущий должен чувствовать и понимать психотехническую наполненность упражнения и программы занятия в целом. Только в этом случае он может работать уверенно и свободно импровизировать, внося в используемые им упражнения собственное, присущее только ему содержательное и эмоциональное наполнение. Можно сказать, что именно в этом обнаруживается авторство ведущего, его индивидуальность и неповторимость, в том числе при использовании упражнений не собственной разработки.

 

Упражнения раздела:

  • Апельсины
  • Имя и эпитет
  • Интервью
  • Прилагательное на первую букву имени
  • Меня зовут... Я делаю так...
  • Ассоциация
  • Стаканчик
  • Массажист
  • Дождь
  • Путаница
  • Поменяйтесь местами
  • Живой шрифт
  • Собери фигуру
  • Сказка по цепочке
  • Веселый счет

 

Упражнение «Апельсины»

Цель: знакомство участников группы

Инструкция: группа рассаживается по кругу, первый участник называет своё имя и то, что он любит (это существительное, должно начинаться с той же буквы, что и имя). Каждый последующий участник повторяет все, что сказали до него, и добавляет информацию о себе.

Вопросы для обсуждения: было ли то, что вам мешало выполнять упражнение, какие именно сложности возникли? Что вам помогало выполнить условия упражнения?

 

Упражнение «Имя и эпитет»

Цель: знакомство участников группы

Инструкция: группа рассаживается по кругу. Один из участников представляется остальным и подбирает по отношению к себе какой-нибудь эпитет. Это прилагательное должно начинаться с той же буквы, что и имя, позитивным образом характеризовать человека и по возможности содержать преувеличение, например: «активная Алена, гениальный Геннадий, буйный Борис» и т. д. Второй выступающий сначала повторяет имя и эпитет предыдущего участника, затем добавляет собственную комбинацию. Третий повторяет оба варианта и потом представляется сам. Так происходит и дальше по кругу. Последнему участнику наиболее тяжело, однако он имеет больше шансов запомнить имена всех участников.

Вопросы для обсуждения: было ли то, что вам мешало выполнять упражнение, какие именно сложности возникли? Что вам помогало выполнить условия упражнения?

 

Упражнение «Интервью»

Цель: знакомство участников группы

Инструкция: участники разбиваются по парам. Задача - познакомиться друг с другом, поочередно исполняя роль интервьюера. Вы можете спрашивать друг у друга о том, что считаете возможным, интересным и необходимым для знакомства.

 В течение 10 минут интервью берет один человек, затем участники меняетесь ролями. По окончании беседы происходит представление всем друг друга. Примерный перечень вопросов может быть таким:

1. Твое имя?

2. Любимый цвет?

3. Любимая пора года?

4. Любимое имя: мужское, женское?

5. Что ты больше всего ценишь/не ценишь в других людях?

6. Чего ты больше всего боишься?

7. Чем тебя легко огорчить?

8. Чем тебя легче всего обрадовать?

9. Чем ты любишь заниматься, когда остаешься один?

Вопросы для обсуждения: было ли то, что вам мешало выполнять упражнение, какие именно сложности возникли? Что вам помогало выполнить условия упражнения?

 

Упражнение «Прилагательное на первую букву имени»

Цель: знакомство участников группы

Инструкция: каждый участник называет свое имя и подбирает на первую букву своего имени прилагательное, которое как-то его характеризует, отражает какие-то особенности его характера, его индивидуальности. Например: «Я Марина. Я мудрая».

Вопросы для обсуждения: было ли то, что вам мешало выполнять упражнение, какие именно сложности возникли? Что вам помогало выполнить условия упражнения?

 

Упражнение «Меня зовут... Я делаю так...»

Цель: знакомство участников группы

Инструкция: упражнение можно выполнять сидя, можно стоя. Каждый участник по кругу называет свое имя и показывает какое-то движение со словами: «Я делаю так...». Каждый последующий участник повторяет сначала все имена и движения предыдущих, а потом уже называет свое имя и показывает свое движение. Таким образом последний участник должен повторить имена и движения всех остальных членов группы.

Вопросы для обсуждения: было ли то, что вам мешало выполнять упражнение, какие именно сложности возникли? Что вам помогало выполнить условия упражнения?

 

Упражнение «Ассоциация»

Цель: снятие напряжения и тревожности

Инструкция: все участники сидят в круге, и ведущий говорит на ухо своему соседу любое слово, тот должен моментально сказать на ухо следующему свою первую ассоциацию с эти словом, второй - третьему и т.д. пока слово не вернется к первому.

Вопросы для обсуждения: что вам помогало выполнить условия упражнения, а что мешало? Возникли ли сложности при выполнении упражнения? Какие впечатления у вас от упражнения?

 

Упражнение «Стаканчик»

Цель: снятие напряжения и тревоги

Инструкция: участники садятся в круг. Тренер дает первому игроку пластиковый стаканчик. Задание: передать стаканчик по кругу таким образом, чтобы способ передач его от участника к участнику ни разу не повторился. Для тех, кто никак не может придумать оригинальный, еще не использованный в упражнение способ передачи стаканчика, команда придумывает смешные штрафные санкции. Все штрафы отрабатываются в конце упражнения.

Упражнение завершается, когда пройден полный круг, либо продолжается до тех пор, пока существуют оригинальные идеи.

Вопросы для обсуждения: что помогало и что мешало при выполнении упражнения? Чем руководствовались при выборе стратегии передачи стаканчика? Как полученный опыт можно использовать в жизни?

 

Упражнение «Массажист»

Цель: снятие напряжения и тревоги

Инструкция: все становятся в круг плечом к плечу, по команде поворачиваются налево и оказываются стоящими в кругу в затылок друг к другу. Кладут руки на лечи друг друга и начинают делать массаж. Массаж может быть разной интенсивности: от поглаживаний до сильных растираний (если участники группы замерзли). Можно продвигаться по всему телу: плечи, предплечья, спина, ноги. Затем по команде все разворачиваются и делают тоже самое со своим соседом с другой стороны. Можно при этом быть в движении, идти по кругу, тогда задача усложняется, выполнять ее еще веселее.

Вопросы для обсуждения: что помогало и что мешало при выполнении упражнения? Как полученный опыт можно использовать в жизни?

 

Упражнение «Дождь»

Цель: снятие напряжения и тревоги

Инструкция: участники группы становятся по кругу, друг за другом и кладут открытые ладони на спину впереди стоящего. Легкими прикосновениями каждый участник имитирует капли начинающегося дождя. Капли падают чаще, дождь становится сильнее и превращается в ливень. Большие потоки стекают по спине.

Вопросы для обсуждения: что помогало и что мешало при выполнении упражнения? Какие впечатления у вас от упражнения? Как полученный опыт можно использовать в жизни?

 

Упражнение «Путаница»

Цель: снятие напряжения через движения

Инструкция: участники становятся в круг. Все протягивают руки к его середине. По команде все одновременно берутся за руки и делают это так, чтобы в каждой руке оказалась чья-то одно рука. При этом надо стараться не браться за руки с теми, кто стоит рядом с вами. После того, как все руки соединены, участникам предлагается распутаться, не разнимая рук.

Вопросы для обсуждения: какие эмоции у вас возникли в ходе упражнения? Какая стратегия помогла решить задачу? Что именно помогло распутаться?

 

Упражнение «Поменяйтесь местами»

Цель: разогрев участников, создание работоспособности в группе

Инструкция: все участники сидят в круге, ведущий становится в центр и произносит: «поменяйтесь местами те, кто...» и называет то, что присуще ему самому. Например, поменяйтесь местами те, кто любит гулять по осеннему лесу (внутреннее состояние, качества, интересы, хобби). Участники, сидящие в круге, которым эта характеристика также подходит меняются местами, а ведущий должен успеть занять свободное место. Кто остался без места, тот становится ведущим.

Вопросы для обсуждения: ваше состояние после упражнения? Сложно ли было уйти от внешних качеств и перейти на внутренние - личностные? Что объединяет нас, как вы заметили по итогу упражнения?

 

Упражнение «Живой шрифт»

Цель: разогрев участников, создание работоспособности в группе

Инструкция: участникам, объединенным в команды по 6 человек, предлагается коллективно придумать, как можно создать и продемонстрировать слово «Футбол», в котором участники телами изображали бы каждую из букв алфавита. Потом каждой из подгрупп предлагается продемонстрировать свой вариант. Команда, у которой слово получилось наиболее четким, объявляется победителем.

Вопросы для обсуждения: какие эмоции вызвало у вас это упражнение? Что способствовало успешному выполнению задания? Как полученный опыт можно использовать в жизни?

 

Упражнение «Собери фигуру»

Цель: разогрев участников, создание работоспособности в группе.

Оборудование: набор разноцветных частей геометрических фигур.

Инструкция: группа делится на несколько команд (по 2 - 5 человек).

Каждая команда получает конверт с набором разноцветных частей геометрических фигур и инструкцию:

«Задание, которое вам предстоит выполнить, состоит из трех этапов.

Вначале каждая команда должна решить, какого цвета фигуру она будет составлять.

После этого вы должны собрать у себя все детали одного цвета, обмениваясь с другими командами.

На третьем этапе вы должны сложить из этих деталей целую фигуру.

Побеждает та команда, которая сделает работу быстрее других.

Кроме того каждая команда должна назвать сложенную фигуру в полном объеме, как положено».

Вопросы для обсуждения: кто в подруппе какую роль выполнял? (Собирал, подсказывал, находил запчасти). Можно ли эту роль соотнести с вашей ролью в команде, на поле?

 

Упражнение «Сказка по цепочке»

Цель: разогрев участников, создание работоспособности в группе

Инструкция: участники по кругу придумывают по одному предложению так, чтобы это получилась сказка. «Однажды на чемпионате России...»

Вопросы для обсуждения: что вы вынесли для себя из этого упражнения? Чем руководствовались для продолжения предложения? (Сказать свое, либо продолжить смысл).

 

Упражнение «Весёлый счет»

Цель: разогрев участников, создание работоспособности в группе

Инструкция: Ведущий называет какое-либо число, не превышающее количество человек в группе. Названное количество участников встает.

В выполнении упражнения необходимо добиться синхронности, участники не должны совещаться.

Вопросы для обсуждения: какую стратегию вы использовали, что помогло договориться? Как это можно использовать на соревнования? Учитывали ли вы уже имеющийся опыт этого упражнения?


 

Упражнения раздела:

  • Повороты
  • Ядовитая река
  • Донорское сердце
  • Квадрат с закрытыми глазами
  • Одеяло
  • Берлинская стена
  • Живое зеркало
  • Живое препятствие
  • Волшебный ключ
  • Театр: пьеса, которая устроит всех
  • Джостик
  • Плот
  • Ботинки
  • От спины к спине
  • Маятник

 

Упражнение «Повороты»

Цель: развитие командного взаимодействия

Инструкция: постройтесь в шеренгу, по свистку вы должны будете поворачиваться на 90 градусов в любую сторону. Задача группы построиться лицом в одну сторону. Группа будет поворачиваться до тех пор, пока все участники одновременно, не окажутся лицом в одну сторону.

Вопросы для обсуждения: почему не сразу удалось достигнуть результата? Какую стратегию вы выбрали, чтобы достигнуть результат?

 

 

Упражнение «Ядовитая река»

Цель: развитие навыков командного взаимодействия.

Оборудование: несколько листов формата А4.

Инструкция: Представьте себе, что перед вами ядовитая река. Вы сейчас находитесь на одном берегу, необходимо всей команде перейти на другой берег. Перед вами 7 листов - кочки.

Условия: кочки не должны пустовать. Если 1 секунду кочка остается свободной - то группа возвращаются назад. Если хоть один участник наступает за кочку, то все возвращаются назад, при этом ведущий меня местоположение кочки. На обдумывание стратегии вам дается 3 мин. На выполнение у вас 3 попытки.

Вопросы для обсуждения: что вы чувствовали во время выполнения этого упражнения? Как определили кто пойдет первым, а кто последним, почему именно так? Какой стратегии придерживались?

 

Упражнение «Донорское сердце»

Оборудование: карточки с перечисленными кандидатурами.

Инструкция: Группа делится на 2 подгруппы.

Представьте, что вы - коллегия кардиохирургов известного трансплантационного центра. Вы рассматриваете вопрос о пересадке сердца некоторым из возможных реципиентов. Наконец, поступил донор, чью жизнь уже невозможно спасти, и который готов отдать свое сердце для спасения чьей-либо жизни.

Возможно, будет спасена жизнь одного из кандидатов. К сожалению, имеется только одно сердце и принять решение нужно быстро.

Кандидатуры:

1.      Известный спортсмен, неоднократно защищавший честь страны, пострадавший в автокатастрофе. Обследование показало, что он находился в состоянии алкогольного опьянения, 29 лет.

2.      Девочка с умственной отсталостью средней степени, 5 лет.

3.      Мать шестерых, почти взрослых детей, 62 года.

4.      Священнослужитель католической церкви, 27 лет.

5.      Иностранный студент, пострадавший во время несчастного случая на вещевом рынке, 30 лет.

6.      Врач, занимавшийся исследованиями в области рака, без детей, 48 лет.

7.      Бывший депутат, предприниматель, сотрудник ФСБ, с хорошими характеристиками. Трудолюбив, заботливый отец 2-их детей, 40 лет.

8.      Студент, находившийся в депрессии, повредивший сердце из-за неоднократных попыток самоубийства, 20 лет.

Сначала в течение минуты вы принимаете индивидуальное решение и записываете его на листочке, который сохраняете до конца упражнения. На принятие и обоснование группового решения у вас есть только 7 минут. Важное условие - ваше решение должно быть единогласным. Если хотя бы один участник группы с ним не согласится, то сердце погибнет.

Вопросы для обсуждения: какое вы приняли решение и почему? Все ли согласны с данной кандидатурой? В чем были трудности при принятии решения? Остались ли вы при своем первоначальном мнении в конце обсуждения? Продвигали ли вы свою точку зрения? В чем была сложность продвижения своего мнения?

 

Упражнение «Квадрат с закрытыми глазами»

Цель: оценить эффективность взаимодействия участников

Оборудование: веревка 2-3 метра

Инструкция: Сейчас вы должны с закрытыми глазами и молча построить квадрат из веревки, при этом все участники должны держаться за веревку и получившаяся фигура должна иметь равные стороны и прямые углы. У вас будет время обсудить и выстроить стратегию ваших действий. На выполнение упражнения вам дается 10 мин.

Вопрос на обсуждение: Как вы себя чувствовали, когда не имели возможности говорить смотреть? Что помогло именно Вам договориться? Был ли лидер, кто руководил процессом, справился ли он со своей задачей? Почему именно этого человека вы выбрали лидером?

Вопросы для обсуждения: какую стратегию вы использовали для выполнения задания? Какие возникли сложности в ходе упражнения? Что помогло вам выполнить задание? Как опыт этого упражнения может помочь вам на соревнованиях?

 

Упражнение «Одеяло»

Цель: сплочение команды при помощи решения нестандартной задачи

Инструкция: На пол кладется одеяло. Вся команда встает на него.

Ваша задача: перевернуть одеяло под командой таким образом, чтобы та сторона, на которой вы сейчас стоите после выполнения задания полностью соприкасалась с полом. Вы не можете выходить за пределы одеяла во время выполнения задания.

На обдумывание стратегии движении вам дается 5 мин.

Вопросы для обсуждения: какую стратегию вы использовали для выполнения задания? Какие возникли сложности в ходе упражнения? Что помогло вам выполнить задание? Как опыт этого упражнения может помочь вам на соревнованиях?

 

Упражнение «Берлинская стена»

Цель: сплочение команды при помощи решения нестандартной задачи

Оборудование: Веревка или достаточное количество стульев (5-7).

Инструкция: Комната перегораживается посередине стульями или веревкой (веревку держат ведущие на высоте 0,5 м от пола). Группа должна перебраться на другую сторону комнаты, перешагнув через веревку. Если хоть один человек остается по ту сторону преграды или преграду кто-то задевает, все участники возвращаются обратно. Ведущие могут поднимать веревку на любую высоту.

В зависимости от особенностей группы возможен вариант проведения игры в два этапа: «стена» может стать значительно выше, и группе придется повторить штурм, чтобы вернуться обратно. Второй этап желателен в том случае, если в процессе знакомства и выработки правил в группе возникли разлад, соперничество, склонность к «навешиванию ярлыков».

Вопросы для обсуждения: какую стратегию вы использовали для выполнения задания? Какие возникли сложности в ходе упражнения? Что помогло вам выполнить задание? Как опыт этого упражнения может помочь вам на соревнованиях?

 

Упражнение «Живое зеркало»

Цель: сплочение, создание условий для более полного взаимопонимания и получения обратной связи - возможности взглянуть на свои движения «со стороны», глазами других людей.

Инструкция: Участники объединяются в тройки. Включается музыка, и один человек из каждой тройки начинает совершать под нее любые движения, которые ему хочется. Два других участника

выступают в роли «живого зеркала» - повторяют все его движения (1,5 - 2 мин). Потом роли меняются, так чтобы в активной позиции побывал каждый из участников.

Вопросы для обсуждения: какие эмоции и чувства возникали при выполнении упражнения? Что нового удалось узнать о себе и о тех, с кем вы были в тройке?

 

 

Упражнение «Живое препятствие»

Цель: Формирование взаимного доверия, возможность тренироваться, продуктивно взаимодействовать с командой в неожиданной ситуации, в условиях недостатка информации.

Инструкция: Участников просят образовать «живое препятствие» - встав в плотную группу, принять такие позы, чтобы затруднить проход через нее. Но при этом препятствие должно быть принципиально преодолимым, а не представлять собой сплошную непроницаемую

«живую стену», которую можно преодолеть только таранным ударом. Доброволец с завязанными глазами преодолевает это «живое препятствие». Ему не следует применять физическую силу (расталкивать, растаскивать других участников и т.п.), а нужно найти возможности протиснуться между ними без таких действий. Перед прохождением каждого следующего добровольца форма «живого препятствия» меняется. *

Вопросы для обсуждения: какие варианты действий использовали участники для преодоления «живых препятствий» и что оказалось более результативным? Что было сложного в выполнение задания?

 

Упражнение «Волшебный ключ»

Цель: Сплочение команды, происходящее в значительной мере на символическом уровне.

Оборудование: ключ, веревка.

Инструкция: Участникам, сидящим в кругу, дается ключ от замка, к которому привязана длинная веревка (длина определяется из расчета 1,5 метра веревки на одного участника), и предлагается пропустить эту веревку под одеждой каждого из участников таким образом, чтобы она входила под одежду сверху, на уровне воротника, а выходила снизу, на уровне пояса. Таким образом, оказывается связанной вся группа. Потом можно предложить

участникам коллективно выполнить несколько несложных физических упражнений (встать, наклониться вперед, присесть и т. п.). Когда упражнение завершено, целесообразно оставить ключ в зоне видимости участников в качестве своего рода символа группы: «С помощью этого ключа мы оказались связаны одной нитью. Пусть он висит на видном месте и напоминает о том, что теперь мы одна команда».

Вопросы для обсуждения: обмен эмоциями, возникшими при выполнении упражнения,

а также соображениями по поводу того, в каких жизненных ситуациях участники оказываются «связанными одной нитью.

 

Упражнение «Театр: пьеса, которая устроит всех»

Цель: активное плодотворное взаимодействие участников, умение договариваться.

Инструкция: Разделите людей на 4 группы минимум по 4 человека. Одна группа - сценаристы, вторая - режиссеры, третья актеры и четвертая - критики. Задача для всей команды: написать и поставить пьесу, которая устроит всех. Причем пьеса должна устраивать и по жанру, и по названию, и по содержанию и по всему остальному. Сценаристы пишут первый акт, затем его критикуют критики, вносят свои поправки, дальше текст отдается режиссерам, и они начинают постановку вместе с актерами. В это время уже пишется второй акт, а потом третий. И вот когда все готово, все рассаживаются в «зале», и актеры начинают играть (см. видео 1). Бурные овации, море эмоций. Вот теперь посадите людей и спросите каждого, устроила ли его пьеса? Что можно было бы сделать лучше? В этот момент участники могут поделиться позитивными и негативными впечатлениями от совместной работы и об отдельных личностях. И, если пьеса устроила всех или почти всех, значит, командообразующий эффект налицо!

Вопросы для обсуждения: всех ли устроила пьеса? Какую роль вы выполняли? Что бы вам хотелось изменить? Как вы пришли к единому мнению? Как этот опыт возможно применять в жизни?

 

Упражнение «Джостик»

Цель: взаимодействие участников, умение понимать друг друга

Оборудование: мелкие вещи по тепу монет, бусин, катушки ниток.

Инструкция: Участники встают друг против друга, причем каждый берет за руку соседа за большой палец. Большой палец соседа будет джойстиком. Первый в цепочке протягивает руку вперед над столом. На стол кладется небольшой предмет. Все закрывают глаза, кроме последнего участника команды. Он и управляет «джойстиком», передавая первому команду через остальных участников. Цель первого опустить палец точно на предмет на столе.

Вопросы на обсуждение: какие впечатление у вас после упражнения? Удалось ли вам выполнит задание? Как вы думаете, понял ли вас сосед? Как можно использовать этот опыт на соревнованиях?

 

Упражнение «Плот»

Цель: Групповое сплочение, взаимодействие, поиск конструктивных способов решения проблем, телесный контакт

Оборудование: ватман

Инструкция: Легенда - после кораблекрушения команда корабля оказалась посреди океана на маленьком плоту.

Участникам предлагается большой лист ватмана, на который они все должны поместиться, не заступая на пол. Величина листа подбирается в зависимости от величины групп - поместиться должно быть не очень сложно. На «плоту» надо продержаться 30 секунд. Затем к «плоту» подплывает «акула» и небольшой кусочек ватмана вырезается (приблизительно 1/8 куска). Задача повторяется. И так до тех пор, пока не останется ¼ исходного листа ватмана.

Вопросы для обсуждения: какую стратегию вы приняли для выполнения упражнения? Как вы чувствовали себя в своей роли? Насколько важно вам было спастись лично, либо важно спасти команду?

Упражнение «Ботинки»

Цель: для тренера - диагностика сплоченности, для группы - отработать навык учитывания окружающих людей.

Инструкция: Участники садятся в круг, снимают обувь и складывают ее в центр. Ведущий перемешивает и разбрасывает обувь в разные концы класса. Все встают, берутся за руки. Каждый должен обуться, не разнимая рук. Если круг рвется, все начинается сначала.

Вопросы для обсуждения: довольны ли вы тем, как выполнили упражнение, кто вам помогал? Что вы испытали, выполняя задания? На что стоит обратить внимание по итогу данного упражнения?

 

Упражнение «От спины к спине»

Цели: объединение группы на уровне кинестетического контакта, формирование доверительного взаимодействия.

Оборудование: одноразовая картонная тарелка или что-нибудь подобное.

Инструкция: Участникам нужно разбиться на группы по восемь человек. Встать в тесный плотный круг, плечо к плечу. Теперь встать на четвереньки, по-прежнему тесно прижавшись плечом к плечу. Тарелку тренер кладет на спину одного из участников. Нужно передавать тарелку друг другу спинами, без помощи рук. Когда тарелка сделает полный круг, вы можете все вместе громко выкрикнуть: «Ура!», а если тарелка упадет на пол, вы можете хором немного повыть, как голодный волк воет на луну. Потом вы можете руками водрузить ее снова на спину того, кто ее уронил.

Вопросы для обсуждения: какая группа быстрее всех справилась с задачей? Какую технику передачи тарелки вы придумали? В чем сложность задания? Что помогло его выполнить?

 

Упражнение «Маятник»

Цель: способствовать развитию взаимоотношений в группе, развитие сплоченности группы, формирование доверительных взаимоотношений.

Инструкция: Участники разбиваются на тройки. Два человека встают лицом друг к другу на расстоянии 120-150 см, держа руки ладонями вперед на уровне груди. Третий участник встает между ними, расслабляется и начинает свободно падать вперед или назад, на руки одного из двух. Их задача - мягко ловить его на руки и легко отталкивать от себя, так, чтобы он начал падать в другую сторону. Таким образом, расположенный в середине участник свободно и расслабленно раскачивается между двумя крайними. Желательно, чтобы в роли среднего участника побывал каждый. Это упражнение оставляет довольно широкий простор для творчества ведущего: можно менять расстояние между партнерами (если кто-нибудь боится выполнять упражнение, то сначала расстояние должно быть минимальным, потом оно увеличивается), состав ловящих и т.д. Эффективность упражнения повышается, если оно проходит под спокойную, расслабляющую музыку, а ведущий уместными фразами создает соответствующее настроение.

Вопросы для обсуждения: какие впечатления вызвало это упражнение? Получилось ли у вас расслабиться? Какое у вас сейчас состояние? Открыли ли вы что-нибудь новое для себя через это упражнение?

 

 

 

В данной тематической папке рассмотрен теоретический материал и психологические упражнения, которые помогут Вам самостоятельно проводить упражнения на  знакомство и сплочение команды.

Залогом успешной реализации тренинга на сплочение команды является не только качественная подборка техник, игр и упражнений на развитие личностных особенностей, но также важно проводить обсуждение после выполнения упражнения являются наиболее важными его составляющими. На обсуждение необходимо уделять как минимум в два раза больше времени, чем на выполнение самого упражнения (Грецов А.Г., Евтихов О.В., Лидерс А.Г., Хрящева Н.Ю.). Важно развивать уровень рефлексии спортсменов, чтобы они понимали сущность занятий.

Хочется отметить, что один из главных психологических принципов - не навреди. Помните, что все приходит с опытом, не ошибается только тот, кто не делает ничего. Желаем успехов!

1.     Браткин А., Скоробогатова И.  Чемоданчик тренера. 10 продаваемых тренингов. - М.: Издательство «Генезис», 2006. - 208 с.

2.     Грецов А. Г. Лучшие упражнения для сплочения команды. / Учебно-методическое пособие. - СПб., СПбНИИ физической культуры, 2006., - 44 с.

3.     Грецов А. Г Тренинги развития с подростками: Творчество, общение, самопознание. СПб., Издательство: «Питер»,  2011., - 416с.

4.     Евтихов О.В. Практика психологического тренинга. - СПб.: Издательство «Речь», 2005. - 256с.

5.     Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками - М.: Издательство « Академия», 2001. - 256с.

6.     Кардялис К., Александравичюте Б. Конфликтность и сплоченность спортивных команд: диагностика и оптимизация межличностных отношений // Психология спорта.-2005г.

7.     Макартычева Г.И. Тренинги для подростков и их родителей./ Г.И. Макартычева- СПб.: Издательство «Речь», 2007г. 368 с.

8.     Пузиков В. Г./Технология ведения тренинга/В.Г. Пузиков  - СПб.: Издательство «Речь», 2007.-224 с.

9.     Хрящева Н. Ю. Психогимнастика в тренинге: Кат. / Под ред.Н.Ю. Хрящевой СПб.: Издательство «Речь», 2004, - 250с.

10.                       Эксакусто Т.В.  Практикум по групповой психокоррекции: тренинги, упражнения, ролевые игры./ Т.В. Эксакусто - Ростов н/Д: ООО Издательство «Феникс», 2010 г.339 стр.

 

 


К. Кардялис, Б. Александравичюте. Конфликтность и сплоченность спортивных команд: диагностика и оптимизация межличностных отношений // Психология спорта.-2005г.

Электронный ресурс: URL:http://dlib.eastview.com/browse/doc/7390914 (дата обращения 20.12.2013г.)

Растянников, Алексей Викторови - кандидат психологических наук, заведующий лабораторией «Лаборатория социально-психологических проблем и охраны психологического здоровья ребенка» ГБОУ Окружной учебно-методический центр СВОУО г. Москвы Инклюзия.

А.Г. Грецов психология и школа, №2-М.,2002.-с.66-72.

Лидерс Александр Георгиевич - кандидат психологических наук, доцент кафедры возрастной психологии МГУ им. Ломоносова, заведующий кафедрой психологического консультирования Института психоанализа, главный редактор и соиздатель журналов «Психолог в детском саду», «Психолог в школе», «Журнал практического психолога»; ответственный редактор журнала «Методология и история психологии». 

Бурнард Филипп - практикующий психолог. Автор изданий «Тренинг навыков консультирования», «Тренинг межличностного взаимодействия».

Марасанов Герман Игоревич - кандидат психологических наук, доцент.

Джекоб (Якоб) Леви Морено (18 мая 1889,  - 14 мая 1974 ) - психиатр, психолог и социолог. Основатель психодрамы, социометрии и групповой психотерапии.

Ти?моти Ли?ри (22 октября 1920 - 31 мая 1996) - выдающийся американский писатель, психолог.

Евтихов О.В. Практика психологического тренинга. - СПб.: Издательство «Речь» 2005. -256с.

Кипнис М. 128 лучших игр и упражнен6ий для любого тренинга./ М. Кипнис АСТ, 2009 г.732 стр.

Авидон И., Гончукова О. Сто разминок, которые украсят ваш тренинг/ И. Авидлн, О.Ганчукова. СПб.: Речь, 2010. - 256 с.

Кипнис М. 128 лучших игр и упражнен6ий для любого тренинга./ М. Кипнис АСТ, 2009 г.732 стр.

Браткин А., Скоробогатова И.  Чемоданчик тренера. 10 продаваемых тренингов. -М.: Издательство «Генезис», 2006. - 208 с.

Пузиков В. Г./Технология ведения тренинга/В.Г. Пузиков  - СПб.: Издательство «Речь», 2007.-224 с.

Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками - М.: Издательство « Академия», 2001. - 256с.

Грецов А. Г. Лучшие упражнения для сплочения команды. / Учебно-методическое пособие. - СПб., СПбНИИ физической культуры, 2006., - 44 с.

Эксакусто Т.В.  Практикум по групповой психокоррекции: тренинги, упражнения, ролевые игры./ Т.В. Эксакусто - Ростов н/Д: ООО «Феникс», 2010 г.339 стр.

Евтихов О.В. Практика психологического тренинга. - СПб.: Издательство «Речь», 2005. - 256с.

 

Хрящева Н. Ю Психогимнастика в тренинге: Кат. / Под ред.Н.Ю. Хрящевой СПб.: Речь, 2004, - 250с.

Эксакусто Т.В.  Практикум по групповой психокоррекции: тренинги, упражнения, ролевые игры./ Т.В. Эксакусто - Ростов н/Д: ООО «Феникс», 2010 г.339 стр.

Грецов А. Г Тренинги развития с подростками: Творчество, общение, самопознание. СПб., Издательство: «Питер»,  2011., - 416с.

. Лучшие упражнения