Обычная версия
А А А
Картинки
выкл
вкл
Настройки
Дивногорский колледж-интернат олимпийского резерва Краевое государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Россия, Красноярский край, г. Дивногорск, ул. Спортивная, 2
e-mail: dkior_priem@mail.ru
   Версия для слабовидящих
Медиа контент: Фотогаллерея:: Видео :: Газета ОЛИМП:: Презентации
Индивидуальная типологическая особенность спортсменов

 

Министерство спорта, туризма и молодежной политики Красноярского края

 

Краевое государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования

(повышения квалификации)

«Красноярский краевой институт повышения квалификации работников физической культуры и спорта»

ИНДИВИДУАЛЬНО - ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СПОРТСМЕНОВ (ПО ВИДАМ СПОРТА)

 

 Тематическая папка

Красноярск 2013

 Составители:

С.В. Ланденок, методист

Центра по работе со спортивно одаренными детьми,

 

Н.А. Попова, специалист по учебно-методической работе

Центра по работе со спортивно одаренными детьми,

 

Э.Э. Цветкова, специалист по учебно-методической работе

Центра по работе со спортивно одаренными детьми (МСМК).

 

В данной тематической папке раскрыта сущность понятия индивидуально - типологические особенности спортсменов, а также проблемы учета и развития ИТО.

Папка предназначена для спортивных психологов, методистов, тренеров, тренеров-преподавателей, специалистов учреждений спортивной направленности.

 

 

Красноярский краевой институт

повышения квалификации

работников физической культуры

и спорта, 2013

 

 

Оглавление

Введение. 4

1.    Презентация по теме «Индивидуально-типологические особенности спортивно одаренных детей» (по видам спорта) 5

2.    Статьи, освещающие индивидуально-типологические особенности спортсменов и их учет в организации тренировочной деятельности. 15

Изучение перспектив индивидуализации многолетней подготовки юных спортсменов в игровых видах. 15

Индивидуально-психологические особенности спортсменов, выбирающих экстремальные виды деятельности. 23

Индивидуально-типологические особенности квалифицированных спортсменов, специализирующихся в гребле на байдарках и каноэ. 29

Индивидуально-типологические особенности теннисистов и их влияние на соревновательную деятельность. 33

Индивидуально-типологические особенности функциональных возможностей дыхательной мускулатуры у спортсменов. 40

Заключение. 48

 

В современных условиях подготовка спортсменов, направленная на достижение высоких результатов, требует от спортсмена большого, напряжения всех резервов организма. В этих условиях возрастает зависимость эффективности деятельности человека от индивидуально-типологических особенностей человека.

Индивидуальный подход в работе со спортсменами связывают с использованием на практике психолого-педагогических принципов, согласно которым в тренировочном и соревновательном процессах учитываются индивидуальные особенности тех, кто занимается. Учет индивидуальных особенностей спортсменов в тренировочном процессе способствует более качественному раскрытию их способностей, более эффективному овладению технико-тактическими навыками и росту спортивного мастерства.


 

 

 

Данная статья отображает обобщение положений, которые связаны с индивидуализацией подготовки и могут использоваться в оптимизации процесса многолетнего совершенствования юных спортсменов. В статье даны рекомендации по использованию различных подходов к выявлению и применению индивидуальных особенностей игроков в тренировочном процессе. Рекомендуется проводить поиск и обоснование методик подготовки с учетом индивидуальных особенностей игроков.

 

Библиотека международной спортивной информации 20 сентября 2011г

Автор: Максименко И.Г., Журнал Физическое воспитание студентов, Выпуск: 17 января 2012

 

Введение

Как известно, индивидуализацию подготовки спортсменов связывают с использованием на практике психолого-педагогических принципов, согласно которым в учебно-воспитательном процессе учитываются индивидуальные особенности тех, кто занимается [1, 2, 5, 7]. Установлено, что учет индивидуальных особенностей спортсменов в тренировочном процессе способствует более качественному раскрытию их способностей, более эффективному овладению технико-тактическими навыками и росту спортивного мастерства. Таким образом, один из путей оптимизации процесса подготовки в любом виде спорта - использование индивидуального подхода к построению тренировок. Учитывая низкий мировой рейтинг национальных сборных команд по большинству спортивных игр, все большую актуальность приобретает необходимость решения проблемы повышения качества процесса многолетней подготовки [1, 4, 7]. Особенную остроту отмеченная проблема приобрела по отношению к совершенствованию системы подготовки резерва. На наш взгляд, одним из путей ее решения является оптимизация процесса многолетнего совершенствования на основе индивидуализации подготовки юных спортсменов.

Анализ последних исследований, публикаций и практического опыта свидетельствует о том, что в данное время эта проблема решена недостаточно (Вотра Т. О., 2003; М., 2006) [1-7]. Так, в реальном тренировочном процессе, особенно на первом и втором этапах, практически не учитывают индивидуальные особенности тех, кто занимается, что негативно влияет на эффективность процесса многолетней подготовки.

Работа выполнена в соответствии с темой 2.8 «Совершенствование подготовки спортсменов в отдельных группах видов спорта» Сводного плана НИР Министерства образования и науки, молодежи и спорта Украины в сфере физической культуры и спорта на 2011 - 2015 гг.

Цель, задачи работы, материал и методы.

Цель исследования - обобщить положения, которые связаны с индивидуализацией подготовки и могут быть использованы с целью оптимизации процесса многолетнего совершенствования юных спортсменов.

В исследованиях были использованы следующие методы: анализ украинских и зарубежных литературных и Интернет-источников; синтез и обобщение информации; педагогические наблюдения; опрос ведущих специалистов.

Объект исследования - процесс подготовки юных спортсменов.

Предмет исследования - теоретико-методические положения, связанные с использованием индивидуальных особенностей юных спортсменов в системе многолетней подготовки в спортивных играх.

Результаты исследования.

По мнению специалистов, под индивидуализацией деятельности следует понимать отображение в этой деятельности психофизических свойств, присущих отдельной личности. Общеизвестно, что многие ученые занимались проблемой изучения и применения индивидуальных свойств личности в трудовой, учебной и спортивной деятельности человека.

Специалисты указывают на то, что индивидуализация подготовки, прежде всего, должна быть связана с использованием дифференцированного подхода к построению занятий. Такой подход заключается в распределении спортсменов на группы по различным признаками и применении к этим группам средств и методов подготовки, адекватных типологическим свойствам занимающихся. На современном этапе развития спортивной науки учеными определено большое количество признаков, которые отображают индивидуальные особенности тех, кто занимается. К таким признакам относят следующие:

  • пол, возраст и уровень биологической зрелости спортсмена;
  • морфологические и морфофункциональные показатели;
  • уровень развития физических качеств и склонность к развитию того или иного механизма энергообеспечения;
  • уровень функционального состояния организма;
  • способности к развитию технического и тактического мастерства;
  • психические, в том числе - психофизиологические качества, психодинамические и нейродинамические свойства нервной системы и личностные свойства спортсмена;
  • особенности реакции на соревновательные нагрузки и др.

По данным исследований, в игровых видах спортсменов рекомендуется дифференцировать на основе учета таких критериев:

  • пол, возраст;
  • квалификация;
  • амплуа;
  • склонность к развитию того или иного механизма энергообеспечения;
  • уровень функциональной подготовленности;
  • способности к развитию и совершенствованию технико-тактических навыков и др.

По мнению ученых, использование охарактеризованных выше признаков позволило бы применить дифференцированный подход к построению занятий и осуществить качественную индивидуализацию подготовки спортсменов разного возраста и квалификации. Но, как свидетельствуют специалисты, в большинстве видов спорта, в том числе и в спортивных играх, индивидуальный подход используют в подготовке лишь квалифицированных спортсменов. И связывают этот подход, преимущественно, с учетом особенностей психики, техники выполнения упражнений и режимов работы и отдыха. Но общеизвестно, что именно на первом - третьем этапах многолетней подготовки закладывается необходимая „база" для постепенного роста мастерства юных спортсменов на последующих этапах. А использование индивидуального подхода к построению занятий на этапах начальной, предварительной и специализированной базовой подготовки позволило бы повысить эффективность тренировочного процесса. На основе анализа материалов литературных источников было установлено, что дифференциацию юных спортсменов, которые специализируются в спортивных играх, на группы наиболее целесообразно осуществлять, учитывая следующие факторы:

  • их будущую игровую специализацию;
  • индивидуально психологические особенности игроков;
  • склонность спортсменов к выполнению работы той или иной направленности и к овладению техникой игры.

На значимость учета в тренировочном процессе именно этих факторов среди многих других указывают специалисты, которые занимались проблемой индивидуализации подготовки. В частности, классик спортивной физиологии А.Н. Крестовников в своих фундаментальных трудах отмечает, что деятельность двигательного аппарата спортсмена лимитируется типом его нервной системы, а это имеет незаурядное значение для выполнения двигательных действий, которые нуждаются в проявлении либо большой выносливости, либо значительной скорости. Однако до этого времени в спортивных играх не было проведено широкомасштабных исследований, которые бы обосновывали параллельное использование индивидуально психологических особенностей юных игроков и их склонностей к развитию определенных механизмов энергообеспечения для дифференцирования спортсменов на группы. В частности, не обоснованы пути индивидуализации подготовки на основе исследования и учета психофизиологических особенностей, компонентов внимания, параметров различных сторон подготовленности, в том числе - энергетических способностей юных спортсменов во взаимосвязи с их будущей игровой специализацией - амплуа.

При этом общеизвестно, что учет наиболее значимых психофизиологических качеств нервной системы (в том числе - характеристик внимания юных спортсменов) обеспечивает реализацию на практике индивидуального подхода к построению занятий и, как следствие, эффективное управление тренировочным процессом в любом виде спорта. А исследование и учет в тренировке спортсменов их энергетических способностей к выполнению работы различной направленности, которые являются генетически детерминированными, также способствует индивидуализации подготовки, а именно - обеспечивает качественное планирование нагрузок. При этом следует отметить, что в современных спортивных играх особую актуальность приобретает индивидуализация подготовки на основе исследования и учета вышеупомянутых компонентов во взаимосвязи с будущей игровой специализацией юных спортсменов. Так, специалисты свидетельствуют о том, что, несмотря на тенденцию универсализации игроков, которая прослеживается в течение последних десятилетий, процесс многолетней подготовки юных спортсменов в современных игровых дисциплинах должен быть связан со спецификой будущего амплуа игроков.

Выводы

1.     Проблема индивидуализации подготовки в детско-юношеском спорте является достаточно актуальной. Особенную остроту эта проблема приобретает в спортивных играх на этапах начальной, предварительной и специализированной базовой подготовки. Одним из путей решения данной проблемы, по нашему мнению, является использование индивидуального подхода к построению занятий. Изучение и учет индивидуальных особенностей юных игроков будет способствовать более эффективному овладению умениями и навыками и успешной реализации задач подготовки, связанных с этими этапами многолетней тренировки.

2.     На наш взгляд, исследование и учет всего комплекса индивидуальных особенностей юных игроков в спортивных играх с целью разработки индивидуальных тренировочных программ являются достаточно проблематичным, что связано с рядом трудностей. Основными среди этих трудностей являются следующие: практически невозможно в реальном тренировочном процессе учесть весь спектр тех индивидуальных особенностей юных спортсменов, которые предлагают использовать специалисты; в расписании тренировок существует дефицит времени на проведение комплекса контрольных тестирований, целью которых является определение слабых и сильных сторон подготовленности игроков; определенные проблемы связанны с большой численностью спортсменов и с неоднородностью контингента в группах; достаточно трудно определить адаптационный резерв организма детей; практически невозможно в течение длительного времени удерживать состояние здоровья юных спортсменов на одном уровне, что связано с режимом дня, качеством питания и другими факторами.

3.     Наиболее целесообразными на современном этапе развития спортивных игр являются индивидуализация на основе дифференциации юных игроков на группы по определенным признакам и обоснование эффективности такого распределения с последующим подбором адекватных методик подготовки. При этом до настоящего времени не систематизированы признаки, учет которых позволит дифференцировать индивидуально-типологические особенности юных спортсменов на этапах многолетней подготовки. В связи с изложенным выше принципиально новым по отношению к спортивным играм является:

1) определение наиболее значимых типичных признаков - комплекса индивидуальных свойств, в соответствии с которыми можно распределять спортсменов по группам;

2) поиск и обоснование методик подготовки, которые строятся с учетом индивидуальных особенностей игроков и позволяют на основе дифференцированного подхода оптимизировать тренировочный процесс на этапах многолетней подготовки.

Перспективы дальнейших исследований в данном направлении заключаются в экспериментальном определении количественных характеристик критериев дифференцированного подхода к построению занятий с целью осуществления качественной индивидуализации подготовки спортсменов различного возраста и квалификации.

Литература

1.     Ильин Е. П. Психология индивидуальных различий. - СПб. : Питер, 2004. - 702 с.

2.     Крестовников А. Н. Очерки по физиологии физических упражнений. - М. : Физкультура и спорт, 1951. - 531 с.

3.     Максименко И. Г. Соревновательная и тренировочная деятельность футболистов : моногр.. - Луганск : Знание, 2009. - 258 с.

4.     Матвеев Л. П. Общая теория спорта и её прикладные аспекты. -М. : Известия, 2001. - 333 с.

5.     Никитушкин В. Г., Квашук П. В., Бауэр В. Г.. Организационно-методические основы подготовки спортивного резерва. - М. : Сов. спорт, 2005. - 229 с.

6.     Платонов В. Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения. -Киев: Олимп. лит., 2004. - 808 с.

7.     Филин В. П. Теория и методика юношеского спорта : учеб. пособие для институтов и техникумов физ. культуры. - М. : Физкультура и спорт, 1987. - 128 с.

 

 

 

Материал данной статьи направлен на отображение результатов исследования, посвященного изучению индивидуально-психологических особенностей личности спортсменов, занимающихся экстремальной деятельностью. Данная статья посвящена исследованию индивидуально-психологических особенностей спортсменов, которые выбирают экстремальные виды деятельности и достигают в данном направлении высоких результатов.

 

Библиотека международной спортивной информации 20 августа 2011г

 

Автор: Шмигалёва Татьяна Сергеевна, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК), Москва, Байковский Юрий Викторович, аспирант.

 

Цель исследования: выявить индивидуально-психологические особенности спортсменов, занимающихся экстремальными видами деятельности (на примере парашютистов, дайверов и альпинистов) для последующего формирования психологического портрета спортсмена-экстремала.

Организация исследования. Испытуемые - спортсмены, кандидаты в мастера спорта, мастера спорта, мастера спорта международного класса (направление деятельности: парашютный спорт, альпинизм, дайвинг).

Методы исследования. Для исследования были отобраны тесты на определение различных индивидуально-психологических особенностей личности, среди них:

  • Тест Айзенка "EPI" (Eysenck Personality Inventory) - на выявление типов темперамента личности.
  • Характерологический тест Шмишека - на выявление акцентуаций личности.
  • Тест-опросник «Индекс жизненного стиля»/»Life Style Index» - на определение механизмов психологической защиты.
  • Тест Роттера «Уровень субъективного контроля» - на оценку уровня субъективного контроля над разнообразными ситуациями, определение степени ответственности человека за свои поступки.
  • Тест Кеттелла «16PF» - многофакторное исследование, оценка индивидуальных особенностей личности.
  • Дифференциально-диагностический опросник - на определение наиболее подходящих типов профессий.
  • Тест социотипов Кейрси - на определение социального типа личности.
  • Разработанная анкета на определение формальных особенностей личности (пол, возраст, образование, разряд/звание, семейное положение, религия и др.).

Полученные результаты. В данной статье мы рассмотрим результаты исследования на основе теста Айзенка «EPI», характерологического теста Шмишека и теста-опросника «Индекс жизненного контроля». Результаты проводились на группе спортсменов, занимающихся парашютным спортом, альпинизмом и дайвингом (в звании: мс, мсмк, змс). В исследовании приняло участие 30 человек. Возраст участников: от 36 до 55 лет. По итогам консолидированного анализа результатов тестирования получены следующие данные:

1. Тест Айзенка показал, что преобладающим типом темперамента среди спортсменов, занимающихся экстремальными видами деятельности, является сангвиник. Характерные черты сангвиников - выраженная экстраверсия (общительность, импульсивность, гибкость поведения, большая инициативность, но малая настойчивость и высокая социальная приспособляемость) и эмоциональная стабильность или устойчивость. На рис. 1 представлены сравнительные показатели типов темперамента спортсменов, занимающихся экстремальными видами деятельности. Результаты исследования показывают, что 63% спортсменов, выбирающих экстремальную деятельность и достигающую в ней высоких результатов, являются сангвиниками, 27% - флегматиками (преобладают высокий уровень эмоциональной устойчивости и интроверсия - необщительность, замкнутость, социальная пассивность, склонность к самоанализу и затруднения социальной адаптации) и 10% - холериками (преобладают экстраверсия и низкий уровень эмоциональной устойчивости).

На рис. 1 отсутствует такой тип темперамента, как меланхолик. Данный тип темперамента не был выявлен по результатам тестирования. Обладая выраженной интроверсией и низким уровнем эмоциональной устойчивости, меланхолики, как правило, избегают деятельности, связанной с повышенным риском для жизни.

2. Тест на выявление акцентуаций 1 личности Шмишека показал, что у данной выборки испытуемых преобладает гипертимный тип. Данный тип характеризуется слегка повышенным настроением, контактностью, оптимизмом, а также высоким тонусом, энергичностью, активностью и легкой адаптацией в незнакомой обстановке. Вместе с тем данному типу свойственна неустойчивость в интересах. Также гипертимный тип трудно переносит условия жесткой дисциплины, монотонную деятельность, вынужденное одиночество, часто переоценивает свои возможности, может являться инициатором конфликтов, бурно реагируя на события, отличается повышенной раздражительностью. Результаты теста показали наличие гипертимной акцентуации у 73% спорстменов-экстремалов. На рис. 2 представлены результаты исследования данной категории спортсменов.

Стоит отметить, что из 73% испытуемых с выраженной гипертимной акцентуацией, 60% спортсменов имеют превышающие показатели по данному критерию оценки.

3. Тест-опросник "Индекс жизненного стиля" показал, что в качестве основного механизма психологической защиты выступает механизм отрицания (под отрицанием понимается механизм психологической защиты, посредством которого личность либо отрицает некоторые вызывающие тревогу обстоятельства, либо какой-либо внутренний импульс. Как правило, действие этого механизма проявляется в отрицании тех аспектов внешней реальности, которые, будучи очевидными для окружающих, не принимаются и не признаются самой личностью. Например, не воспринимается информация, которая тревожит и может привести к конфликту). Данный механизм психологической защиты присутствует у 73% испытуемых. В ходе исследования выяснилось, что на ряду с высоким уровнем механизма отрицания снижен такой показатель психологической защиты, как механизм компенсации (под компенсацией понимаются определенные психические процессы, а также связанные с ними действия человека, которые имеют целью уравновесить, возместить какой-то реальный или вымышленный недостаток. Компенсация реализуется через настойчивую работу над собой, самосовершенствование, через стремление к достижению значительных результатов в избранных для этого видах деятельности. В качестве примера компенсации можно привести "комплекс Наполеона" - желание компенсировать свой небольшой рост достижениями). Данный механизм психологической защиты практически отсутствует у 73% испытуемых (из них - у 23% механизм компенсации является невыраженным, у 50% - отсутствует).

         Выводы

Исходя из результатов исследования, следует, что большинство спортсменов-экстремалов по типу темперамента являются сангвиниками (63%), второе место занимают флегматики (27%). Данные типы темперамента отличаются высоким уровнем эмоциональной устойчивости.

Таким образом, по результатам исследования выявлено, что 90% спортсменов, выбирающих экстремальные виды деятельности, обладают высоким уровнем эмоциональной устойчивости и 73% спортсменов являются экстравертами (63% сангвиников и 10% холериков).

Также следует отметить, что у 73% испытуемых преобладает гипертимный тип личности, что коррелирует с выраженной экстраверсией сангвиников и холериков.

Что касается механизмов психологической защиты, то можно предположить, что такой механизм как отрицание, свойственный большинству спортсменов, занимающихся экстремальными видами деятельности (исходя из полученных результатов тестирования), связан с отрицанием риска в экстремальной деятельности. Для проверки данной гипотезы необходимы дальнейшие исследования.

Таким образом, в ходе исследования выяснилось, что большинство спортсменов, занимающихся экстремальными видами деятельности, обладают повышенным настроением, экстраверсией, оптимизмом, наряду с этим им сложно концентрировать внимание на монотонной работе. При этом высокий уровень эмоциональной устойчивости и низкий показатель отрицания, как способа психологической защиты, способствуют выбору экстремальных видов спортивной деятельности.

Литература

1. Байковский Ю.В. Факторы, влияющие на тренировку спортсмена в условиях среднегорья и высокогорья / Ю.В. Байковский, Т.В. Байковская. - М.: ТВТ Дивизион, 2010. - 280 с., ил.

2. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. - М: Бахрах-М, 2006. - 672 с.

3. Родионов А.В. Психология деятельности в экстремальных условиях: учебное пособие для вузов (под ред. Блеера А.Н.) / А.В. Родионов, В.Ф. Сопов, В.Н. Непопалов. - М.: ИЦ Академия, 2008. - 256 с.

4. Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, законы, концепции, методы. Справочное издание / Н.И. Конюхов. - Москва, 1992.

Акцентуации личности - это основные черты характера, которые в случае яркой выраженности и при воздействии неблагоприятных факторов, могут стать патологическими. Акцентуация - (от лат. accentus - ударение) - заострение характерологических качеств. Акцентуация может быть лёгкой, умеренной, выраженной, она проявляется в ситуациях, адресованных той или иной черте характера, обеспечивая адаптивное поведение либо, напротив, нарушая адаптивность. Акцентуация рассматривается как характерологическая особенность, промежуточная между нормой и психопатией // Большой толковый словарь терминов по психиатрии В.А. Жмурова.

 

 

 

Из данной статьи следует то, что в динамике тренировочного процесса и отборе к соревнованиям для обеспечения индивидуального подхода к спортсменам, стоит учитывать их индивидуально-типологические показатели. Это позволяет повысить эффективность тренировочной и соревновательной деятельности спортсменов.

Библиотека международной спортивной информации 18 марта 2012г

 

Автор: Высочина Н. Л., НИИ Национального университета физического воспитания и спорта Украины, г. Киев

Невысокие, к сожалению, темпы прироста спортивных результатов и постоянно повышающийся уровень требований к спортсменам, специализирующимся в гребле на байдарках и каноэ, обусловливают необходимость усовершенствования системы подготовки гребцов не только в направлении развития их технико-тактических навыков, но и в поиске новых психологических ресурсов, позволяющих повысить эффективность соревновательной деятельности. Как следствие, все большее значение приобретает использование знаний об индивидуально-типологических особенностях и свойствах темперамента каждого отдельного спортсмена, которые являются устойчивыми характеристиками нервной системы человека [2].

Определение индивидуально-типологических характеристик в спорте важно не только с точки зрения выбора ведущей для гребцов дистанции, но и для более рационального формирования состава экипажа лодок [3].

Поскольку темперамент характеризует врожденное сочетание определенных эмоциональных реакций спортсмена на то или иное событие [5], индивидуализация системы подготовки гребцов с учётом свойств темперамента позволит оптимизировать эффективность их тренировочной и соревновательной деятельности. Однако данных относительно специфики индивидуально-типологических особенностей нервной системы у представителей гребли на байдарках и каноэ, в литературе недостаточно.

Цель исследования: оценка индивидуально-типологических показателей квалифицированных спортсменов, специализирующихся в гребле на байдарках и каноэ и определение их отличий.

Методы: анализ научной литературы, методика Г. Айзенка для определения типа темперамента [1].

В исследовании принимали участие 32 члена мужской сборной команды Украины по гребле на байдарках и каноэ. Контингент обследуемых распределялся следующим образом: гребцы на каноэ - 16 человек (1 кандидат в мастера спорта, 6 мастеров спорта, 9 заслуженных мастеров спорта); гребцы на байдарках - 16 человек (15 мастеров спорта, 1 заслуженный мастер спорта). Возраст спортсменов составил 18-28 лет; средний возраст гребцов в группах: у каноистов - 22,50±3,50 года, у байдарочников - 21,50±3,34 года.

Исследования проведены в Научно-исследовательском институте Национального университета физического воспитания и спорта Украины на базе лаборатории стимуляции работоспособности и адаптационных реакций в спорте высших достижений.

Связь работы с научными планами, темами. Исследование выполнено в рамках НИР 2.24. «Повышение эффективности тренировочной и соревновательной деятельности квалифицированных спортсменов разрешёнными средствами восстановления и стимуляции работоспособности» в соответствии со Сводным планом научных исследований в сфере физической культуры и спорта на 2011-2015 гг. Министерства образования и науки, молодёжи и спорта Украины.

Анализ и обсуждение. Полученные показатели свидетельствуют о том, что у спортсменов, специализирующихся в гребле на каноэ, преобладает показатель экстраверсии -13,4 балла, что характеризует их как «амбивертов», а показатель нейротизма соответствует «потенциальному конкорданту» и равен 7,4 балла, т.е. большинству из каноистов присущ сильный, уравновешенный и подвижный тип темперамента - сангвиник. В данной группе из 16 спортсменов 11 являются сангвиниками, 4 флегматиками и 1 холериком.

В группе спортсменов, специализирующихся в гребле на байдарках, средний показатель интроверсии-экстраверсии составляет 12,9 балла, что отличается от аналогичного результата представителей первой группы на 0,5 балла в меньшую сторону и также соответствует «амбиверту» с незначительным преобладанием фактора экстраверсии [4]. Вместе с тем, средний показатель нейротизма (или эмоциональной устойчивости) в группе спортсменов, специализирующихся в гребле на байдарках, значительно превышает данный показатель в группе каноистов и составляет 10,8 балла, что характеризует их как «нормостеников». Несмотря на то, что средний балл в группе спортсменов, специализирующихся в гребле на байдарках, соответствует сангвиническому типу темперамента, разброс цифровых показателей указывает на то, что большинство из них (6 человек из 16) по типу темперамента являются флегматиками и обладают сильной, инертной и уравновешенной нервной системой, 5 человек холериками и 4 сангвиниками.

Необходимо отметить, что в отношении показателей экстраверсии и нейротизма между байдарочниками и каноистами изменения выражены на уровне тенденции, что, вероятно, связано с недостаточными объёмами выборок и значительным индивидуальным разбросом данных.

Заключение

Специфика показателей свойств темперамента у спортсменов, специализирующихся в гребле на каноэ, состоит в значительном преобладании подвижности (или лабильности) нервной системы, а у представителей гребли на байдарках преобладает фактор уравновешенности. Сочетание такого уровня экстраверсии и нейротизма отражает характерные индивидуально-типологические особенности нервной системы, присущие спортсменам-гребцам высокой квалификации, что может быть использовано для обеспечения индивидуального подхода в динамике тренировочного процесса и отборе к соревнованиям.

Таблица - Соотношение средних показателей свойств темперамента в группах гребцов высокой квалификации (в баллах)

Специализация    Экстраверсия      Нейротизм         

         М±т   уровень надёжности    М±т   уровень надёжности

Каноэ(п=16)        13,4±3,2      1,72* 7,4±3,3        1,77*

Байдарка(п=16)   12,8±3,5      1,85* 10,8±4,5      2,37*

Примечание. *- статистически значимо (р < 0,05)

Литература

1.       Айзенк Г. Ю. Структура личности / Г. Ю. Айзенк. - СПб.: Ювента. - М. : КСП+, 1999.-464 с.

2.       Вяткин Б. А. Роль темперамента в спортивной деятельности / Б. А. Вяткин. - М. : Физкультура и спорт, 1978. - 134 с.

3.       Давыдов В. Ю. Теоретические основы спортивного отбора и специализации в олимпийских водных видах спорта дистанционного характера: дис. д. биол. наук /В. Ю. Давыдов. - 03.00.14, 13.00.04 : Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры. - М., 2002.-420 с.

4.       Небылицын В. Д. Проблемы психологии индивидуальности : Избранные труды / В. Д. Небылицын. - М. - Воронеж: МО- ДЭК, 2000. - 688 с.

5.       Rammsayer Т. Extraversion-related differences in response organization : evidence from lateralized readiness potentials / T. Rammsayer, J. Stahl // Biological Psychology. - 2004. -№66(1).-P. 359. 

 

 

 

В данной тематической папке статья размещена с целью освещения наглядности различий в показателях результативности соревновательной деятельности спортсменов высокой квалификации под влиянием их индивидуально-типологических особенностей.

 

Библиотека международной спортивной информации 20 сентября 2011г

Автор: Емшанова Ю. А., Журнал Физическое воспитание студентов, выпуск: 20 сентября 2011

 

Введение

Планирование и построение тренировочных занятий с учётом индивидуальных психологических особенностей спортсмена даёт возможность максимально использовать потенциальные возможности для повышения эффективности и надёжности его соревновательной деятельности [3, 4].

Спортивные психологи считают, что от индивидуально-типологических и личностных особенностей спортсмена зависит, каким психическим состояниям подвержен он во время тренировочной и соревновательной деятельности. Очевидно, что способность регулировать свои психические состояния, является одним из ключевых факторов успеха в спорте [1, 2, 3, 5].

Учитывая определяющую роль индивидуально- типологических характеристик спортсмена по отношению к стилю деятельности, в том числе и регулятивной, мы исследовали различной выраженности показатели, характеризующие их темперамент, а так же эффективность их соревновательной деятельности.

Цель, задачи работы, материал и методы.

Целью исследования было определить, каким образом индивидуально-типологические особенности влияют на эффективность соревновательной деятельности теннисистов.

Методы и организация исследования.

1.       Теоретический анализ и обобщение данных специальной литературы и опыта передовой практики.

2.       Педагогические наблюдения в процессе соревновательной деятельности спортсменов-теннисистов. В качестве показателей, фиксируемых в процессе педагогического наблюдения, нами были использованы следующие: процент попадания с первой и со второй подачи; общее количество подач навылет; общее количество двойных ошибок (ДО); общее количество активно выигранных мячей; общее количество невынужденных ошибок.

3.       Педагогический констатирующий эксперимент с использованием психодиагностических методов (опросник Г.Айзенка, шкалированная самооценка ПФС (психофизиологического состояния).

4.       Методы математической статистики.

Исследования проходили на базе ДЮСШ «Центр», ДЮСШ № 1, теннисного клуба «Матчбол», СДЮШОР по теннису, СО «Антей». В исследованиях приняли участие 36 спортсменов-теннисистов, находящихся на разных этапах многолетнего спортивного совершенствования (мастера спорта, кандидаты в мастера спорта и первый разряд по теннису). Их возраст составил 14-24 года (14-17 - соответствовал этапу специализированной базовой подготовки, 18-24 - этапу максимальной реализации индивидуальных возможностей). Исследование проводилось в два приема:

1.       спортсмены обследовались в процессе подготовки к соревнованиям (каждый из спортсменов принял участие в двух соревнованиях), использовался опросник Г.Айзенка);

2.       в процессе соревновательной деятельности, для изучения динамики изменений психического состояния теннисиста в ходе поединка каждый спортсмен проходил исследования непосредственно перед началом матча, в перерыве между сетами и сразу после окончания матча - использовалась методика шкалированной самооценка ПФС.

Результаты исследований.

В исследовании приняли участие 36 спортсменов высокой квалификации в возрасте от 14 до 24 лет. После проведения процедуры кластеризации по параметрам экстраверсии и нейротизма, теннисисты (общая группа, включающая как высококвалифицированных спортсменов - МС, так и КМС и І разр.) была разделены на четыре подгруппы (табл. 1).

Таблица 1

Выраженность показателей экстраверсии и нейротизма у теннисистов в выделенных подгруппах

Подгруппы теннисистов

Показатели индивидуально-типологических характеристик

Экстраверсия

U-критерий Манна-Уитни

Нейро

тизм

U-критерий Манна-Уитни

х

S

х

S

Кластер №1
Эмоционально лабильные экстраверты - холерики (n=34)

13,7

1,1

U12

8**

13,0

1,4

U12

18**

U13

6**

U13

2**

U14

0**

U14

10**

Кластер №2
Эмоционально стабильные экстраверты - сангвиники (n=18)

17,6

1,8

U21

8**

9,7

0,5

U21

18**

U23

0**

U23

0**

U24

0**

U24

69

Кластер №3
Эмоционально лабильные интроверты - меланхолики (n=8)

9,0

2,0

U31

6**

17,7

1,6

U31

2**

U32

0**

U32

0**

U34

18*

U34

0**

Кластер №4
Эмоционально стабильные интроверты - флегматики (n=12)

9,8

1,1

U41

0**

10,0

1,2

U41

10**

U42

0**

U42

69

U43

18*

U43

0**

Примечания: ** - р<0,01; * - р<0,05.

Наименьшим числом спортсменов была представлена подгруппа, характеризующаяся высокими показателями эмоциональной лабильности и интраверсией (что соотносится с преобладанием меланхолического темперамента). Также относительно немногочисленными оказались подгруппы, характеризующиеся высокими показателями эмоциональной стабильности и экстраверсией (что соотносится с преобладанием сангвинического темперамента), а также интроверсией (что говорит о преобладании флегматического темперамента).

Так, спортсмены выделенных подгрупп достоверно различаются по показателям эффективности соревновательной деятельности, а также, что характерно, по ряду показателей, отражающих их психическое состояние во время соревновательной деятельности (табл. 2, 3).

Выраженность показателей эффективности соревновательной деятельности у теннисистов в выделенных подгруппах

Наиболее многочисленная подгруппа (теннисисты, с преобладанием холерического типа темперамента) характеризуется преимущественно удачным проведением игры в целом (счет в матче - табл.3), как и первого (счет 1 - табл.2) и последнего (счет 2 - табл.2) сетов, но и одновременно достаточно большой нестабильностью в игре.

Спортсмены с преобладанием сангвинических свойств имеют наилучшие показатели различия в очках по отношению к противнику и отличаются наиболее стабильной игрой.

У теннисистов-меланхоликов показатели разницы в очках между противниками близки к нулю, что характеризует их игру как особенно неопределенную, и, таким образом, психическая нагрузка, то есть фактор, значительно снижающий надежность соревновательной деятельности именно для спортсменов с данным темпераментом, неоправданно возрастает. Нестабильность игры у теннисистов данной группы также высокая.

Теннисисты с флегматическим темпераментом характеризуются самыми низкими показателями разницы в очках между соперниками, причем от сета к сету данный показатель у них ухудшается. Показатели стабильности игры у теннисистов данной подгруппы также низкие.

Установленные в ходе исследования изменения особенностей психических состояний, переживаемых теннисистами позволяют подчеркнуть ряд моментов (рис.1).

 

Согласно полученным данным, теннисисты всех групп непосредственно перед игрой оценивают свое состояние достаточно высоко по всем подшкалам использованной методики - самочувствие, активность, настроение, работоспособность, удовлетворенность жизнью и удовлетворенность спортивной деятельностью. При этом спортсмены-меланхолики отличаются от остальных подгрупп достоверно более низкими показателями по всем подшкалам. Это говорит об неоптимальности их состояния еще до начала игры.

Во время игры показатели всех подшкал у теннисистов каждой подгруппы снижаются - как у успешных сангвиников, так и у менее успешных меланхоликов и флегматиков. При этом показатели теннисистов-меланхоликов продолжают оставаться достоверно более низкими.

После игры показатели, отражающие психическое состояние теннисистов (сангвиников и холериков) повышаются. Однако, если у флегматиков они продолжают снижаться, то у меланхоликов часть показателей улучшается (настроение, удовлетворенность жизнью и удовлетворенность спортивной деятельностью), а часть - снижается (самочувствие, активность, работоспособность).

Выводы.

Таким образом, у исследованных теннисистов эффективность соревновательной деятельности зависит от особенностей их темперамента. Соответствующая коррекция регуляторных способностей, основанная на учете темперамента теннисиста, его личностных особенностях и знании специфики их влияния на состояние спортсмена в игре, позволяет создать условия для оптимизации психических состояний теннисиста во время соревновательной деятельности и, как результат, повысить надежность и эффективность его игры.

Перспективным направлением работы будет совершенствование специальной психологической подготовки теннисистов путем определения и осуществления конкретных психолого-педагогических воздействий по формированию индивидуальной стилевой саморегуляции и коррекции психических состояний в процессе спортивной деятельности, в зависимости от особенностей их темперамента и этапа подготовки.

Литература

1.     Горская Г.Б. Психологические факторы самореализации профессионалов высокого класса (На материале спортивной деятельности): дисс.доктора психол. наук: 19.00.01 / Горская Галина Борисовна - Краснодар, 1999. - 332 с.

2.     Дикая Л.Г. Становление новой системы психической регуляции в экстремальных условиях деятельности //Принцип системности в психологических исследованиях. - М.: Наука, 1990. - С. 103-114.

3.     Стамбулова Н.Б. Психология спортивной карьеры: [Учеб. Пособие] / Стамбулова Наталья Борисовна. - СПб.: «Центр карьеры», 1999. - 368 с.

4.     Ильин Е.П. Оптимальные состояния человека как психофизиологическая проблема / Е.П. Ильин, Л.В. Куликова [общ. Ред.] // Психические состояния. - СПб.: Питер, 2000. - С. 130-139.

5.     Инновационные процессы в развитии технологий психической подготовки и психодиагностики в олимпийском спорте / П.В. Бундзен, К.Г. Коротков, В.И. Баландин [и др.] //Теория и практика физ. Культуры. - 2001. - №5. - С. 12-18.

 

 

 

Данная статья размещена в папке для того, чтобы обозначить значимость выбора средств и методик повышения работоспособности респираторной мускулатуры.

 

 

Автор: Суслина И.В. , ФГБОУ ВПО «Волгоградская государственная академия физической культуры»

При многих видах профессиональной и спортивной деятельности очень часто возникают ситуации, когда респираторная система испытывает значительные по интенсивности и продолжительности нагрузки. Это приводит к снижению функционального состояния дыхательной мускулатуры, и как следствие, к недостаточности легочной вентиляции.

Ввиду этого весьма остро встает проблема оптимизации работы дыхательной мускулатуры, посредством специальной тренировки с целью развития силы и выносливости, повышения эффективности и экономичности ее работы. Это в свою очередь обусловливает необходимость разработки специальных программ подготовки дыхательной мускулатуры, которая невозможна без научного обоснования их режимов и выяснения целого ряда вопросов, касающихся функционального состояния и функциональных возможностей дыхательной мускулатуры, взаимосвязи их характеристик с индивидуально-типологическими особенностями организма. В этом плане весьма важным представляется и выяснение различий функциональных возможностей скелетной и дыхательной мускулатуры, которые могут повлиять на выбор средств и методику повышения работоспособности респираторной мускулатуры. Выяснение данных вопросов и явилось целью настоящего исследования.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследований:

Пневмоманометрия - измерение силы дыхательных мышц на вдохе и выдохе (ПМ вд. и ПМ выд.). Измерение силы дыхательных мышц производилось в изометрическом режиме при помощи пневмома­нометра. Обсле­дуемые должны были создать максимальное давление посредством сокращения инспираторной или экспираторной мускулатуры, соот­ветственно на вдохе или выдохе.

Пневмотахометрия (ПТ вд. и ПТ выд.). - измерение максимальной объемной ско­рости дыхательных потоков на вдохе и выдохе. При помощи пневмотахометрического метода определяли объемную скорость воздушных потоков при максимально быстром вдохе и вы­дохе. Определение пневмотахометрических показателей проводили с использованием пневмотахометра Вотчала.

Определение времени простой двигательной реакции мышц кисти руки (ВДР рука) осуществлялось при помощи хронорефлексометра типа ХРМ-01, входящего в состав комплекса оборудования для психофизиологических исследований ПАВ-01. Этот прибор обеспечивал подачу в разновероятном порядке световых или звуковых сигналов сериями в 32 сигнала. Датчик ВДР срабатывал при усилии равном 3,9-5,9 Н и более.

Световой раздражитель предъявлялся посредством красного светодиода АЛ 307 АМ (длина волны излучения - 0,66 мкм; яркость свечения не менее - 0,15 мд; радиус светящейся поверхности не менее - 2,5 мм). Звуковой раздражитель представлял собой сигнал с частотой 1,0 ± 0,2 кГц и при уровне звукового давления 40-60 дб. Интервал времени предъявления раздражения составлял от 1 до 3 с.

Определение времени простой двигательной реакции дыхательных мышц (ВДР вдох и ВДР выдох). Определение времени двигательной реакции дыхательных мышц осуществлялось при помощи «Спирорефлексометра», созданного на базе хронорефлексометра типа ХРМ-01, дополненного специальным датчиком ВДР дыхательных мышц, обеспечивающим измерение ВДР инспираторных и экспираторных мышц.

Сравнительный анализ величин времени двигательной реакции мышц кисти руки и дыхательной мускулатуры у спортсменов

Сравнение работоспособности дыхательной мускулатуры (инспираторных и экспираторных мышц) с работоспособностью скелетных мышц проводили в специальных исследованиях. В частности, было установлено, что в отличие от скелетной мускулатуры и экспираторных мышц, инспираторы быстрее восстанавливаются после работы и имеют большую сопротивляемость утомлению.

Мы поставили задачу сравнить показатели времени двигательной реакции дыхательной мускулатуры и мышц кисти руки именно у спортсменов. С этой целью были обследованы 55 молодых спортсменов со спортивной квалификацией от II спортивного разряда до мастеров спорта.

Определение ВДР мышц кисти правой руки и инспираторной и экспираторной мускулатуры показало следующее.

Абсолютные вели­чины ВДР мышц кисти руки соответствуют таковым, приведенным в литературе [1, 3], см. табл. 1. При этом подтверждается тот факт, что ВДР в ответ на световой раздражитель несколько продолжительней, чем ВДР в ответ на звуковой раздражитель (P < 0,05).

Таблица 1

Время двигательной реакции мышц кисти руки и инспираторной и экспираторной мускулатуры у спортсменов (x ± m)

Показатели

Инспираторные мышцы, мс, (n = 55)

Экспираторныемышцы, мс (n = 55)

Мышцы руки, мс (= 55)

Достоверность различий

 

I-II

I-III

II-III

 

I

II

III

 

Световой раздражитель (n= 55)

0,290 ± 0,003

0,301 ± 0,004

0,199 ± 0,004

+

+

+

 

Звуковой раздражитель (n= 55)

0,230 ± 0,004*

0,236 ± 0,005*

0,142 ± 0,003*

-

+

+

 

Примечание: * - достоверные различия средних величин времени двигательной реакции на световой и звуковой раздражитель при P < 0,05; «+» - достоверные различия средних величин времени двигательной реакции дыхательной мускулатуры и мышц кисти руки.

Выяснилось, что ВДР дыхательных мышц, как инспираторных, так и экспираторных, статистически достоверно продолжительней (на 45-65%) ВДР мышц кисти руки в ответ, как на световой, так и на звуковой раздражитель (P < 0,05).

Объяснение этому факту, В.И. Миняев [3], также отмечавший этот факт, видит в сле­дующем: Во-первых, двигательные функции дыхательного аппарата (дыхательных мышц и центров, управляющих ими) в процессе эво­люции специализированы, прежде всего, на выполнении ритмичных неинтенсивных дыхательных движений, обеспечивающих вентиляцию легких в энергетически оптимальном режиме.

Второй возможной причиной замедленности реакций дыхательной мускулатуры, является то, что скорость дыхательных движений за­висит не только от функционального состояния дыхательных мышц и управляющих ими центров, но и от ряда биомеханических факто­ров - эластического и неэластического сопротивления, сопротив­ления (тяжести) внутренних органов [7, 8]. Мышцам руки при выполнении заданных программ подобного рода сопротивлений преодолевать не приходится [3].

Следует отметить еще одно обстоятельство, наблюдавшееся в наших исследованиях. Выяснилось, что ВДР инспираторных мышц несколько меньше ВДР экспираторных, при этом ответные реакции на световой раздражитель были статистически значимыми.

Эти различия, вероятно, обусловлены особенностями структуры инспираторных мышечных волокон и спецификой организации системы нервной регуляции их деятельности [11].

Нами обнаружены достоверные различия величины ВДР дыхательных мышц в ответ на световой и звуко­вой раздражитель также как и у мышц кисти руки (< 0,05). В ответ на световой стимул ВДР было несколько продолжитель­ней, чем ВДР в ответ на звуковой стимул.

Далее, для полноты картины различий функциональных возможностей мышц кисти руки и дыхательной мускулатуры нами было осуществлено сравнение силы указанных мышечных групп.

С этой целью нами были определены величины максимальной силы мышц правой кисти, инспираторных и экспираторных мышц, при максимально возможном соблюдении идентичности условий измерений. Для этого использовалось специальное устройство, состоящее из пневомоманометра, который в одном случае (при измерении силы мышц кисти) соединялся с пневматической медицинской грушей, а во втором случае (при измерении силы дыхательной мускулатуры) со специальным патрубком. Измерения осуществлялись как у мужчин (n = 68), так и у женщин (n = 11).

Мужчины показывали силу правой кисти в среднем равную 272,6 ± 4,3 мм рт. ст. Инспираторные мышцы у них развивали давление равное 111,0 ± 4,5 мм рт. ст., тогда как экспираторные 142,2 ± 5,8 мм рт. ст. Соотношение силы правой кисти, инспираторных и экспираторных мышц у женщин было таким же как и у мужчин, но по размерам несколько меньше, соответственно: 229,1 ± 11,5 мм рт. ст.; 94,5 ± 10,8 мм рт. ст. и 110,9 ± 10,8 мм рт. ст. (рисунок).

http://www.rae.ru/fs/i/2012/9-1/i21.jpg

Средние величины максимальной силы мышц правой кисти и инспираторной и экспираторной мускулатуры у мужчин и женщин

Из представленных данных со всей очевидностью видно, что и у мужчин, и у женщин, максимальная сила мышц правой кисти существенно больше максимальной силы респираторной мускулатуры в среднем на 91,0-148,0% (P < 0,01).

Таким образом, сравнительный анализ величин времени двигательной реакции дыхательных мускулатуры и мышц кисти руки показал следующее: ВДР дыхательной мускулатуры существенно продолжительней ВДР мышц кисти руки в ответ, как на световой, так и звуковой раздражитель в среднем на 45-65%. ВДР инспираторных мышц меньше ВДР экспираторных, при этом ВДР в ответ на световой раздражитель различаются статистически достоверно. ВДР дыхательных мышц в ответ на световой и звуковой раздражители также различаются достоверно.

Максимальная сила мышц правой кисти существенно больше максимальной силы респираторной мускулатуры, как инспираторной, так и экспираторной.

Влияние половых различий на функциональные возможности дыхательной мускулатуры спортсменов

Известно, что отправления и физиологические реакции дыхательной функции весьма существенно различаются в зависимости от половой принадлежности человека. Так, существует определенная зависимость между характерными особенностями паттерна дыхания, способностью точно оценивать дыхательные параметры и полом [2, 6].

Вполне закономерно, что и функциональные возможности дыхательной мускулатуры различаются у представителей разных полов. В ряде исследований установлено, что у мужчин более высокие величины силы и выносливости дыхательной мускулатуры и объем­ной скорости дыхательных потоков [5].

На первом этапе нами было проведено изучение половых различий времени двигательной реакции на световой и звуковой раздражители ске­летной мускулатуры у бегунов и бегуний. С этой целью были обследованы девушки бегуньи (n = 10) и юноши бегуны (= 29) практически равной подготовленности и возраста (III-II спортивные разряды) и специализирующиеся в одинаковых беговых дисциплинах - бег на средние дистанции (800-1500 метров).